1 264

Понятие плотности можно рассматривать с двух ракурсов: как плотность полотна, т.е. отсутствие в нем дырочек, так и как плотность вязания, т.е. количество столбиков в каком-то отрезке. Они частично взаимосвязаны, но не являются одним и тем же. 

MK-31-00

Немного напишу о плотности как о качестве полотна. Данный момент важен, в первую очередь, как защита от холода и ветра. Между столбиками ряда практически всегда есть дырочки — они тем больше, чем рыхлее вы вяжете и чем выше высота столбиков. Поэтому без влияния на натяжение нити в работе можно поменять плотность полотна применением более низких столбиков. Именно поэтому шапки на холодное время года без подкладки я вяжу только столбиками без накида. Глубокое вкалывание делает полотно плотнее (жилетные столбики). Так же уплотняют полотно узоры с опущенными столбиками, когда получается накладывание нитей или столбиков друг на друга. В жаккардовых узорах проложенные внутри столбиков нити не только сами по себе добавляют плотности полотну, но и заметно стягивают столбики ряда, если натянуты посильнее. Шишечки в узоре, помимо утолщения полотна, также и уплотняют его в этом месте. Единственный для меня недостаток увеличения плотности полотна — оно становится менее пластичным и податливым и даже частенько «стоячим».

Так же плотность полотна несколько зависит от пряжи, из которой вы вяжете. Этот момент не касается толщины ее,  он обусловлен пружинистостью нити. К слову, бывает, что пряжа на вид толще, а столбиков в отрезке получается меньше. При одинаковом количестве столбиков может быть разным размер дырочек между ними. Это хорошо видно на заглавном фото поста. Есть пряжи пышные, объемные, в которых между волокнами есть пространство, часто обусловленное мелкими ворсинками. Такие пряжи в столбики ложатся, слегка сжимаясь. В этом случае дырочки будут меньше, а само полотно податливее. На фото это нижний образец из шерсти. А есть пряжи «сухие», жесткие в вязке, даже похожие на тонкую бечевку. В таких случаях дырочки выходят больше, столбики худее, а само полотно при этом все-таки грубее на ощупь. На фото это верхний образец из льна. Имейте в виду, что пышная нить после распускания (или после стирки) чаще всего теряет несколько свою воздушную форму, а с ней и толщину. 


А теперь поговорим о плотности как о манере вязания.  У каждого свои руки, поэтому все мы вяжем одну и ту же пряжу и столбики с разной плотностью. И ее мы определяем подсчетом количества столбиков и рядов в квадрате со стороной чаще всего пять или десять сантиметров.  Сравнение плотности очень важно при вязании по чужим описаниям. Так как размер некоторых моделей можно изменить только плотностью вязания, т.е. попросту взять для изделия нить тоньше или толще. То же касается размера отделки/украшений — изменив толщину нити для утепления или облегчения основы, вы рискуете связать детали непропорциональной величины с изделием автора.  Для сравнения плотности вязания обычно вяжется не узор с изделия, а простые столбики. При этом по ширине столбики без накида занимают обычно чуть меньше, чем столбики с накидом, т.к. хуже тянутся. Кого интересует моя плотность вязания разными пряжами —  нажать.

Меня всегда удивляет вопрос: «Каким номером крючка вязать эту пряжу?» Потому как каждому комфортно при совершенно разных номерах. Кому-то уютнее, чтобы крючок плотно проходил в петлю, прям еле-еле пролазил, но тогда головкой трудно подхватить нить, которая по сути толще крючка. А кому-то легче подхватывать нить большой головкой, но при этом и петли вяжет большие, чтобы крючок мог пролезть. Я вяжу крючками заметно меньше номером, нежели заявлены производителями пряж на этикетках как рекомендуемые. 

Но данный вопрос вполне уместен относительно конкретного изделия, чтобы максимально подобраться к плотности вязания автора. Хотя, к сожалению, все равно нет гарантии, что совпадет плотность при этом, а вязать указанным номером вам может быть неудобно. Так вот, прежде всего надо самому попробовать, чего хотят руки. А далее уже смотреть на возможные изменения изделия. При большой разнице проще сменить пряжу, чтобы руки чувствовали себя комфортно. Но в  пределах одного размера бывает легче скорректировать изделие сменой номера крючка при той же пряже.

Для наглядности я связала два образца пряжей Джинс Ярнарт крючками 2,25 (розовый) и 2,5 (голубой). Уже видим, что результат есть, но подтвержу их весомость расчетами. В первом варианте по ширине 13 столбиков в 5 см, во втором — 12. Для размера 52 см надо: 52/5*13=135 столбиков или 52/5*12=125 столбиков. Десять столбиков разницы. Это почти 4 см по окружности! Далеко не всегда будет такая разница, особенно для маленьких размеров, но изменения однозначно будут. Я пользовалась таким подходом целенаправленно один раз — для теплой пряжи меняла размер шапки с 56 (крючок 3,5) до 54 см (крючок 3) при том же количестве столбиков. 

MK-31-01 MK-31-02

Надо понимать, что в зависимости от манеры вязания соотношение ширины и высоты столбиков может быть разным. Кто-то вяжет верхнюю петельку свободнее тела столбика, кто-то наоборот. Так вот для головных уборов, где имеет значение количество рядов по высоте, надо подбирать и эту плотность, чтобы узор вписался на изделие полностью. Для этого изначально сравнивается количество рядов в конкретном отрезке сантиметров по связанному образцу. И, несколько отклонюсь от темы — теплоту таких шапок, где четко надо соблюсти узор, следует корректировать не толщиной нити, а ее составом. Это легко сделать, потому как практически любая толщина нити есть в составах и с шерстью, и с акрилом, и с хлопком.

Размер вытягиваемых петель во многом зависит от натяжения рабочей нити. Я зажимаю ее между мизинцем и безымянным пальцем левой руки — и она все время натянута. Чаще всего мизинец сгибаю, чтобы лучше ее прижать — из-за этого при вязании тонкой пряжей он сильно устает. Чтобы увеличить натяжение,  можно обмотать нить вокруг мизинца. Но мне так неудобно, ощущение удушения и трение на этом месте не доставляет мне удовольствия. Все думаю что-нибудь приспособить в виде вкладки между пальцами. Так же влияет, вяжете вы на указательном пальце или подхватываете нить в воздухе. Я только на пальце, по другому не могу — когда острая головка у крючка, то это место натирается. Если хотите привыкнуть вязать плотнее, командуйте себе при вязании «туже, туже», предотвращая вытягивание больших петель. Можно после провязывания петли оттягивать нить указательным пальцем слегка обратно, чтобы подтянуть петлю. Да, это морочно, но было бы желание и упорство. 

Замечу, что нельзя назвать плотность абсолютно постоянной величиной даже в коротком отрезке времени. В частности, если перед тонкой нитью вязать другое изделие толстой,  то при смене рукам надо привыкнуть — поначалу петли могут быть слабее обычной плотности. При резком переходе с тонкой на толстую нить петли по инерции затягиваются туже, чем всегда. А еще при определении плотности, т.е. подсчете столбиков, имеет значение, как вы натянете связанный образец полотна. Определяйте сами, должна шапка сидеть свободнее или плотнее. К тому же разные пряжи по разному тянутся.

В целом, соглашусь с общераспространенным мнением, что чем плотнее связаны столбики, тем аккуратнее смотрится само полотно. Но при этом могут появиться и некоторые побочные неприятные эффекты — из толстого хлопка и других «твердых» пряж полотно становится стоячим, непластичным, жестким и даже грубым. И если это хорошо для сумочки, то для головного убора в большинстве случаев никак нет. Безусловно плотность всегда идет в плюс для полей шляп, козырьков, объемной отделки и аппликаций — лучше держат форму и более красиво смотрятся.

В чем может пригодится еще смена крючка? Если вяжете шапку и видите, что она слегка великовата, то на нижние ряды (в идеале столбиками без накида) возьмите крючок меньше размером, это уплотнит край. Если какой-то ряд в расширении по схеме фалдит или когда колпачок вяжется из-за узора без переходной части, то ряд/круг можно связать меньшим крючком. Есть практика применять для полей постепенную смену номеров крючка по возрастанию — это позволяет полям больше расширяться. Разные номера крючков также помогут состыковать разные узоры полосами в изделии, корректируя их плотность. 

Я всегда вязала плотно. Из-за тугих петелек у меня не срослось со спицами — тяжело и больно для рук было вязать. И именно из-за моей плотности у меня не прижилось боснийское вязание крючком, которое внешне и по пружинистости полотна напоминает спицевую вязку резинкой. Кто не знает — это вязание преимущественно соединительными столбиками за одну из полупетель предыдущего ряда, с разными вариантами сочетания рядов. На фото у меня образец, в котором все столбики связаны за дальнюю полупетлю, со сменой цвета нити каждые два ряда. Поскольку такое полотно само по себе очень плотное, как бы двойное, моя плотность вязания делала его пригодным разве что для прихваток )))) Но я хочу показать наглядно разницу при смене манеры вязания с тем же номером крючка и той же пряжей. Стрелками указаны первые ряды, которые связаны с обычной плотностью петель для меня. Остальная, более широкая часть, связана с сознательным вытягиванием петель подлиннее. На нижних фото ряды растянуты по высоте — так вот первые вообще не тянутся. И хоть не комфортно было вязать затем свободнее, но рука все равно привыкает.

MK-31-03 MK-31-04
MK-31-05 MK-31-06

Благодарю за внимание! Жду отзывов и вопросов ниже в комментариях ;) Если полезно, жмите плюсик.
Копирование и публикация любых частей данного материала возможны только с моего письменного разрешения. Хотите с кем-то поделиться — давайте название статьи и ссылку на нее. Спасибо за понимание!




Сохранить данную статью на компьютер можно, оставив 5 комментариев на сайте или заплатив 20 рублей. Вы получаете электронный документ, пригодный для печати на стандартном формате бумаги с подходящим размером изображений. Подробнее тут — нажать. Для заказа статьи пишите мне в личку.

Рейтинг: 42

12 комментариев: Плотность вязания

Добавить комментарий


   


Новинки
Подбор изделий
Девочке
Мальчику
Женская
Мужская
Открыть полный список
Облако тегов
Новые пользователи:
Сейчас в сети:


Проверить аттестат
Рейтинг@Mail.ru